.
Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.
Особенности застенчивости у дошкольников
Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.
Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.
Природа состояния
Застенчивость — психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.
Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:
- Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
- Неудобство перед самим собой.
Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость — это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.
Признаки застенчивости
Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.
- Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
- Зажатость, скованность.
- Концентрация на своей личности.
- Страх совершить ошибку.
Проявления робости в поведении дошкольников:
- взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
- молчаливость, затруднение речи;
- скудная игровая деятельность;
- отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
- тихий голос, шёпот;
- ёрзание на стуле;
- сутулые плечи.
Ситуации, вызывающие застенчивость:
- пребывание в центре внимание;
- выступление с речью перед людьми;
- новая обстановка;
- общение с представителями противоположного пола;
- выполнение задач/игра в группе детей.
Причины чрезмерной скромности у детей
Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:
- Низкая самооценка, неуверенность в себе.
- Отсутствие социальных навыков.
Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:
- наследственность;
- внутренние психические противоречия;
- естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
- самовнушение;
- слабость центральной нервной системы;
- стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
- кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
- особенности темперамента, нервной системы;
- чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.
Возрастные особенности
Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.
Последствие развития застенчивости:
- Отсутствие радости общения.
- Проблемы с поиском друзей.
- Недостаток поддержки при коммуникации.
- Формирование комплексов, развитие фобий.
- Трудности в процессе обучения.
- Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.
Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.
Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.
Мнение врача:
Для избавления дошкольника от застенчивости важно создать ему комфортную обстановку, где он чувствовал бы себя уверенно. Рекомендуется поощрять ребенка к общению с другими детьми, играм в коллективе. Важно не навязывать общение, а поощрять его постепенно. Положительный опыт в общении с окружающими поможет ребенку преодолеть застенчивость. Также стоит обращать внимание на примеры поведения взрослых – дети могут поучиться уверенности и открытости от наблюдения за ними. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к преодолению застенчивости должен быть индивидуальным.
Опыт других людей
Как избавить дошкольника от застенчивости – вопрос, который волнует многих родителей. Одни советуют поощрять ребенка, хвалить за проявления уверенности. Другие рекомендуют постепенно привыкать к новым ситуациям, не заставляя сразу выходить из зоны комфорта. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Главное – быть терпеливым, поддерживать и понимать малыша. Вместе с тем, стоит помнить, что застенчивость – это нормальное явление, и важно не переусердствовать в стремлении избавить ребенка от нее. Главное, чтобы он чувствовал себя любимым и поддержанным, вне зависимости от своих проявлений.
Интересные факты
-
Застенчивость может быть унаследована:исследования показывают, что существуют генетические факторы, которые могут влиять на склонность к застенчивости у детей.
-
Игровая терапия — эффективный способ борьбы с застенчивостью:игры в ролевой форме могут помочь застенчивым дошкольникам выразить свои чувства и попрактиковаться в социальных взаимодействиях.
-
Совместное чтение книг — мощный инструмент:чтение историй о персонажах, преодолевающих свою застенчивость, может вдохновить детей и помочь им перенести эти уроки в реальную жизнь.
Условия коррекции детской застенчивости
В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.
Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:
- Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
- С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.
Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:
- постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
- привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
- расширять круг знакомств — бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.
Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:
- Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
- Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
- Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
- Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.
Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:
- периодичность занятий: 1—2 раза в неделю;
- фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
- продолжительность одного занятия не более получаса;
- коррекция длится 7 месяцев;
- оптимальный возраст: 4—6 месяцев;
- количество детей в группе: 4—6.
Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.
Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:
- Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста — дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
- Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры — сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
- Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
- Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.
Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:
- расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
- укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
- спроектировать систему отношений ребёнок — родитель.
Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:
- Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
- Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
- Повышать самооценку — выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
- Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
- В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
- Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
- Максимально частое совместное времяпрепровождение.
Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.
Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.
Частые вопросы
Как победить застенчивость у ребенка дошкольного возраста?
Подготовьте ребенка к разговору … Показывайте малышу, как инициировать общение … Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам … Понаблюдайте за собой … Не давайте противоречивых команд … Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми … Давайте ребенку «бытовые» заданияЕщё
Откуда у ребенка стеснительность?
Причин может быть много: возраст, воспитание, особенности темперамента, окружение, семейная ситуация. У всех детей есть периоды, когда они становятся более застенчивыми и настороженными.
Почему ребенок очень застенчивый?
Причины застенчивости · Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми. · Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того, что и ребенок будет застенчив, возрастает. · Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.
Как можно избавиться от застенчивости?
Учитесь быть смелым … Не бойтесь говорить с другими … Меняйтесь … Ведите ежедневную борьбу с застенчивостью … Поверьте в себя … Любая неудача — это замечательный урок … Другие люди вовсе не думают о вас … Поборите свою слабость и станете сильнееЕщё•20 дек. 2014 г.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к общению с другими детьми. Организуйте игровые встречи, походы на площадку или занятия в кружках, где малыш сможет раскрывать свою коммуникабельность.
СОВЕТ №2
Похваливайте ребенка за его старания в общении с другими. Поддержка и поощрение помогут ему преодолеть страх перед новыми знакомствами и сделать первый шаг к общению.
СОВЕТ №3
Обучайте ребенка навыкам самостоятельности и уверенности. Чем больше малыш будет уверен в себе, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими.