ADD ANYTHING HERE OR JUST REMOVE IT…

г.Пермь, ул.Анри Барбюса, д. 51

Отличительные особенности ситуационного лидерства

.

Психология выделяет разные стили лидерства, которые пользуются одинаковой популярностью среди руководителей различных коллективов. Современный темп жизни диктует новые правила: высокоэффективный лидер должен уметь подстраиваться под возникшие условия и воздействовать на своих подчиненных различными методами в зависимости от обстоятельств. Такая способность является неотъемлемой составляющей ситуационного лидерства.

image

Теория Херси-Бланшарда

Впервые термин «ситуационное лидерство» был введен в 60-х годах XX века американскими экспертами по менеджменту Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшардом (Ken Blanchard).

Они утверждали, что ни один из существующих стилей лидерства не может считаться идеальным, поскольку рабочий процесс обязательно включает в себя обстоятельства, требующие разной реакции со стороны руководителя. Демократическое лидерство наиболее эффективно в условиях низкого влияния стресс-факторов, большого запаса времени на выполнение конкретного проекта и наличия работников с высоким уровнем мотивации на достижение поставленных коллективных целей.

Когда условия меняются (сотрудники расслабляются или отвлекаются от выполнения своей задачи, возникают форс-мажорные обстоятельства или до дедлайна остаются считанные дни), а глава группы по-прежнему панибратски относится к своим подчиненным, общая работа может не ладиться.

Согласно ситуационному подходу к лидерству, в данной ситуации руководитель должен перестроиться на авторитарный стиль и, уверенно используя директивную позицию, спасти проект от провала. Согласно концепции ситуационного лидерства Херси-Бланшарда, существует 4 основных модели руководства:

  • Директивная (авторитарная) модель ситуационного лидерства. В этом случае глава коллектива отдает приказы своим подчиненным, а они их выполняют. Никакое обсуждение поставленных задач и целей не допускается, любая инициатива со стороны сотрудников не приветствуется, подчинение указаниям вышестоящего лица безоговорочно.
  • Поддерживающая (демократическая) концепция. Демократичный руководитель делит ответственность за работу всей группы со своими подчиненными, прислушивается к их мнению, позволяет использовать творческий подход в достижении рабочей цели, одобряет инициативу и самостоятельность.
  • Наставническая модель (принцип продажи идей). Здесь лидер воспринимается своими последователями как учитель. Его знания, умения и навыки добровольно перенимаются всей группой. В этом случае уровень мотивации сотрудников высок, поскольку руководитель обладает настоящим авторитетом в их глазах.
  • Делегирующая (попустительская) концепция. Сотрудники под руководством начальника, использующего этот стиль лидерства, берут на себя большую часть ответственности за выполняемый проект, самостоятельно распределяют между собой обязанности и принимают решения. Руководитель группы выступает в роли направляющего наблюдателя.

Описанные модели ситуационного лидерства могут использоваться последовательно одним и тем же руководителем, в зависимости от определенных условий.

Умение правильно выбрать подходящий стиль руководства — это неотъемлемая характеристика высококлассного начальника, «чувствующего» своих последователей и способного наладить подходящий микроклимат в коллективе, а следовательно — высокий уровень работоспособности.

image

Если кратко, то ситуационная теория лидерства имеет тесную взаимосвязь с уровнями развития коллектива.

Мнение врача:

Ситуационное лидерство является эффективным подходом в медицинской сфере, считают врачи. Они отмечают, что отличительной особенностью этого стиля руководства является способность лидера адаптировать свой подход к управлению в зависимости от конкретной ситуации и потребностей коллектива. Врачи утверждают, что такой подход особенно важен в медицинской среде, где каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. Гибкость и адаптивность ситуационного лидера позволяют эффективно реагировать на переменные условия работы, обеспечивая оптимальное решение задач и достижение поставленных целей в здравоохранении.

Ситуационное лидерство. Часть 1Ситуационное лидерство. Часть 1

Уровни развития коллектива

Понимание того, на каком этапе развития находятся сотрудники, помогает управляющему выбрать подходящую для данного случая ситуационную теорию лидерства. Четыре уровня развития группы:

  • На первом этапе своего развития группа не обладает ничем, т. е. мотивация к деятельности и необходимые для работы знания, умения и навыки отсутствуют. Попадая в эту группу, ситуационный лидер должен использовать директивную модель. Только под четким руководством авторитарного руководителя группа начнет свою работу.
  • Второй уровень развития характеризуется наличием у сотрудников мотивации к достижению групповых целей. Но профессионально значимых качеств все еще недостаточно. Уловив переход своих подчиненных на новый этап, хороший начальник переключается с авторитарного на наставнический стиль руководства и становится первоклассным учителем, который восполняет пробелы в знаниях, умениях и навыках всей группы.

image

  • Мотивированные и образованные работники переходят на следующий этап развития коллектива. Здесь они уже имеют желание и возможность выполнять свои профессиональные обязанности, но все еще не способны взять на себя ответственность за выполнение задачи. В этом группе помогает демократический лидер, который начинает использовать личностно ориентированную модель и взаимодействует со своими подчиненными почти на равных, но все еще задает вектор движения к намеченной цели.
  • Высший уровень развития объединения сотрудников характеризуется умением брать на себя ответственность, квалификацией и достаточной мотивацией к деятельности. В этом случае миссия достойного руководителя является выполненной и можно переключиться на делегирующий стиль лидерства. Группа уже сама в состоянии организовывать рабочий процесс, принимать решения и выполнять работу должным образом.

Ситуационные теории лидерства гармонично соотносятся с уровнями развития группы, поэтому путь к достижению максимальной рабочей продуктивности имеет последовательный характер — от директивных до личностно ориентированных техник.

При определении актуального этапа развития своих последователей руководитель должен учитывать некоторые важные нюансы.

Интересные факты

  1. Ситуационное лидерство адаптируется к разным уровням развития подчиненных.Лидер может менять свой стиль в зависимости от навыков и готовности последователей выполнять задачи.

  2. Ситуационное лидерство использует четыре основных стиля руководства.Каждый стиль соответствует определенному уровню развития последователей (от “D1 – новичка” до “D4 – самодостаточного эксперта”):

    • Дающий указания (Telling)
    • Продающий (Selling)
    • Участвующий (Participating)
    • Делегирующий (Delegating)
  3. Эффективность ситуационного лидерства доказана исследованиями.Исследования показали, что ситуационное лидерство приводит к повышению удовлетворенности сотрудников, продуктивности и эффективности команд.

21 обязательное качество лидера | Джон Максвелл21 обязательное качество лидера | Джон Максвелл

Опыт других людей

Отличительные особенности ситуационного лидерства вызывают живой интерес у многих людей. Одни считают, что главное в этом подходе – умение адаптироваться к различным ситуациям и эффективно управлять ими. Другие отмечают, что ситуационное лидерство способствует развитию гибкости и эмпатии у лидера, что позволяет ему лучше понимать потребности своей команды. Многие выделяют также важность коммуникации и умения вовремя менять стиль лидерства в зависимости от обстоятельств. В целом, отличительные особенности ситуационного лидерства оцениваются как ключевой фактор успешного руководства в современном мире.

Факторы взаимодействия с рабочей группой

Ситуационное лидерство подразумевает проведение тщательного наблюдения за сотрудниками перед активацией определенной модели группового воздействия. Существует 3 фактора, которые влияют на взаимоотношения руководителя и его подчиненных:

  • Начальник должен правильно выстроить границы со своими подчиненными, поскольку межличностные факторы оказывают большое влияние на эффективность общей работы.
  • Проанализировать поставленную задачу. Четкое представление ситуационным лидером путей достижения цели поможет не сбиться с пути всем остальным.
  • Адекватное отношение к власти лидера.

Ситуационный подход в теории лидерства является гармоничным объединением основных стилей руководства, которые применяются в зависимости от определенных условий. Умелое варьирование моделями лидерства обычно приводит коллектив к достижению максимального уровня продуктивности и устойчивой групповой сплоченности.

Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.

Частые вопросы

Что такое ситуационное лидерство?

Ситуационное лидерство – это подход к руководству, в котором стиль лидера подстраивается в зависимости от уровня развития и готовности подчиненных.

Какие основные характеристики ситуационного лидерства?

Основные характеристики ситуационного лидерства включают адаптивность, ориентацию на подчиненных и акцент на развитии и поддержке.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Понимайте контекст: для успешного применения ситуационного лидерства необходимо анализировать текущую ситуацию, учитывать особенности задачи и подчиненных.

СОВЕТ №2

Развивайте навыки коммуникации: эффективное ситуационное лидерство требует отличных коммуникативных способностей, умения слушать и вовлекать подчиненных в процесс принятия решений.

СОВЕТ №3

Будьте гибкими: ситуационное лидерство предполагает готовность к изменениям и адаптации своего стиля в зависимости от обстоятельств.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации