.
Ключевым психологическим фактором, оказывающим негативное влияние на ребёнка младшего и среднего школьного возраста, является тревожность. Для выявления этого беспокоящего состояния психологами активно применяется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Разберёмся в её особенностях, характере применения и функциональных возможностях.
Влияние школы на развитие
Для ребёнка школьного возраста учёба является ключевым аспектом жизни. Она занимает большую часть его времени, с ней связаны основные воспитательные, образовательные и развивающие процессы.
От выстроенности повседневной деятельности школьника, благополучия его общего состояния зависит успешность формирования всесторонне развитой личности, способной успешно устроить свою жизнь в будущем.
Важно следить за психологией восприятия школьником окружающей действительности. Чрезмерное давление внешних факторов, неустойчивость формирующегося мировоззрения могут спровоцировать развитие негативных психологических и эмоциональных состояний, среди которых особое место занимает тревожность.
Биман Н. Филлипс, осознавая важность этого явления, разработал и сформулировал методику оценки школьной тревожности. Событие произошло в 70-е годы XX века.
Мнение врача:
Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса позволяет врачам получить ценную информацию о психологическом состоянии учащихся. Анализ результатов теста позволяет выявить степень тревожности ребенка, его эмоциональные реакции на школьную среду и уровень стресса. Эта методика помогает специалистам своевременно обнаруживать возможные проблемы, связанные с тревожностью, и принимать меры по их решению. Результаты теста Филлипса являются важным инструментом для разработки индивидуальных планов поддержки и помощи школьникам, страдающим тревожностью.
Специфика методики
Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.
Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.
Назначение
- Определение уровня школьной тревожности.
- Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
- Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.
В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.
По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.
ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:
- физическое, психологическое и эмоциональное состояние;
- уровень успеваемости;
- характер общения со сверстниками и учителями;
- поведение в учебном заведении и за его пределами.
Особенность подхода Филлипса к оценке тревожности — разделение этого беспокоящего состояния на 7 групп. Конкретный тип связан с одним или несколькими ключевыми факторами, оказывающими влияние на состояние школьника.
Факторы формирования тревожности
- Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
- Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
- Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
- Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
- Социальная роль в коллективе.
Возрастная группа
Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.
По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.
Интересные факты
-
Методика Филлипса не разработана специально для диагностики тревожности, а изначально была создана для измерения тревожных и нетревожных тенденций в поведении.
-
Изначально методика включала 88 вопросов, но впоследствии была сокращена до 33 путем элиминации менее дискриминативных пунктов.
-
Хотя методика Филлипса широко используется для диагностики тревожности у школьников, она также может применяться для оценки уровня тревожности взрослых и детей дошкольного возраста.
Структура опросника
Механизмом применения методологии является тест оценки уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса (School Anxiety Questionnaire или SAQ). Тест представляет собой специально составленный опросник, состоящий из 58 высказываний. Каждое подразумевает однозначные ответы — «да» или «нет».
Все высказывания в опроснике подразделяются на 8 групп. Каждая направлена на оценку уровня конкретного типа ШТ.
Состав опросника по типам ШТ:
- 22 высказывания нацелены на оценку общей тревожности;
- 11 — оценивают социальный стресс;
- 13 — про невозможность достижения успеха;
- 6 — отражают страх самовыражения;
- 6 — проверка знаний;
- 5 — устойчивость к стрессам;
- 5 — ожидания окружающих;
- 8 — отношения со взрослыми людьми.
Из-за дисбаланса в распределении количества высказываний по типам сопоставление различных разновидностей ШТ по результатам тестирования считается некорректным. Тест уровня школьной тревожности Филлипса позволяет решить следующие задачи:
- Определить степень общей тревожности.
- Выявить источники формирования беспокоящих состояний.
- Оценить уровень проявления конкретного типа ШТ.
Скачать бланк с 58 вопросами, инструкцией и ключом к тесту тревожности Б. Н. Филлипса можно здесь.
Опыт других людей
Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса вызывает много положительных отзывов среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что данная методика помогает выявить причины тревожного состояния учеников и предоставляет ценную информацию для разработки индивидуальных подходов к каждому ребенку. Результаты тестирования по методике Филлипса позволяют своевременно реагировать на возможные проблемы и помогают создать благоприятную образовательную среду. Благодаря этому инструменту педагоги могут более эффективно поддерживать детей в решении их проблем и помогать им успешно справляться со стрессом и тревожностью в школьной жизни.
Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников;
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»);
- «минус» — не согласен («нет»).
Интерпретация результатов
После проведения тестирования бланки собираются, проводится их обработка. Для расшифровки результата тестирования используется специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.
Оценочная шкала выполнена в форме таблицы, где цифрами обозначены высказывания. А рядом с каждой цифрой указаны оптимальные ответы в форме «плюса» или «минуса». Соотношение номера высказывания и ответа служит ключом к расшифровке теста.
Результаты тестирования ребёнка сопоставляют с ключом. Все ответы школьника, которые не соответствуют данным ключа, сигнализируют о наличии тревожности. Совпадение ответа с ключом — норма.
При обработке теста подсчитываются следующие параметры:
- общее число несовпадений;
- число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале.
Интерпретация результатов:
- Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.
- Высокий уровень — более 75%.
- По аналогичным процентным показателям определяют уровень проявления конкретного типа ШТ.
Большим плюсом SAQ является то, что он позволяет определить источник развития беспокоящего состояния. Это позволяет психологу выстраивать стратегию по корректировке положения школьника в классе, школе, коллективе.
Описание типов ШТ по SAQ:
- Общая тревожность в школе — обусловленный различными ситуациями, происходящими в учебном заведении, комплекс беспокоящих состояний и степень их проявления у ребёнка.
- Переживания социального стресса — состояния, вызванные тесным взаимодействием со сверстниками в школе.
- Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние, возникающее в результате невозможности достижения успеха.
- Страх самовыражения — негативные состояния, которые возникают в моменты необходимости проявления своей индивидуальности, демонстрации возможностей другим людям.
- Боязнь проверки знаний — состояние, возникающее в ситуациях публичной проверки знаний (контрольная работа, рассказ у доски, прочтение стихотворения наизусть и т. д.).
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — состояние, преувеличения значимости мнения посторонних людей в отношении своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — состояние неспособности психики адекватно реагировать на школьные стрессовые ситуации, которое проявляется неадекватности, деструктивности реагирования на внешние факторы.
- Сложность в отношениях с учителем — негативный эмоциональный фон, присущий взаимоотношениям ребёнка со взрослым человеком в стенах учебного заведения.
Критика метода
В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.
Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.
Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.
Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.
Частые вопросы
Для чего применяется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса?
Тест уровня школьной тревожности Филлипса – широко распространенная в нашей стране методика, позволяющая определить общий уровень школьной тревожности, а также изучить характер переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Как проверить уровень тревожности у ребенка?
Не может долго работать, не уставая.Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.Смущается чаще других.Часто говорит о напряженных ситуациях.Ещё
В чем проявляется школьная тревожность?
Основные признаки школьной тревожности это: пассивность на уроках, стеснение при ответах, приход в замешательство при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене ребенок с тревожностью не проявляет яркой активности, он любит быть среди одноклассников, но при этом не вступает в тесные контакты с ними [4, 5, 6].
Что означает низкий уровень тревожности?
Низкая тревожность сигнализирует о том, что испытуемый нуждается в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При проведении диагностики уровня школьной тревожности по методике Филлипса, обязательно следуйте инструкциям и не пропускайте ни одного вопроса, чтобы результаты были максимально точными.
СОВЕТ №2
После получения результатов диагностики обратите внимание не только на общий уровень тревожности, но и на конкретные аспекты, которые вызывают наибольшее беспокойство у ребенка.