.
Всегда родители с нетерпением ждут первых слов малыша. Но это событие может омрачить заикание. Тогда родители начинают показывать ребенка врачам, ходят от невропатолога к логопеду, от психолога к лору. На родителей малыша обрушивается шквал информации из разных источников, как избавиться от заикания и каковы основные причины, повлекшие за собой возникновение логоневроза.
Что представляет собой заикание
Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.
Когда проявляется
Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.
Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.
Как проявляется
На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.
Статистика
В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.
Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.
Мнение врача:
Избавление от заикания может быть достижимо при помощи комплексного подхода, считают врачи. Основными методиками лечения являются логопедические занятия, психотерапия и медикаментозное лечение. Логопед помогает пациенту освоить правильное дыхание и артикуляцию звуков, что способствует улучшению речи. Психотерапевт работает над психологическими аспектами заикания, помогая пациенту преодолеть страх и тревогу, которые могут усиливать проблему. В некоторых случаях применяются лекарства для снижения тревожности и улучшения контроля над мышцами речевого аппарата. Важно помнить, что успешное преодоление заикания требует терпения, усердной работы и поддержки со стороны специалистов и близких.
Предпосылки развития речевой дисфункции
Проблемы и расстройства речевого аппарата специалисты изучаю много лет. Психологи уверяют, что нет какого-то конкретного фактора, который провоцирует заикание. Механизм возникновения такого дефекта неоднородный: это совокупность физиологических и психических нарушений.
К трем годам у детей ускоряется развитие координации речевых движений, вместе с этим появляется и вербальное мышление. В этот период речь очень уязвима, усугубляют это излишняя возбудимость малышей и незрелая нервная система. В итоге легковозбудимые и активные дети чаще других страдают от речевых дисфункций.
Логоневроз сопровождается задержкой воспроизведения звуков и слов, это связано с судорогами мышц речевого аппарата (язык, губы, гортань). Судороги бывают клонические и тонические. Клоническая судорога провоцирует частое повторение первых звуков или слогов, появление перед началом слова лишних гласных.
Тоническая судорога провоцирует повторение согласных звуков. Нередко встречается и клоническо-тоническое расстройство речи. Такие судороги мелкие и неопасные, не требуют лечения в стационарном или амбулаторном отделении.
Интересные факты
- Заикание часто имеет генетическую основу.Исследования показывают, что близнецы, у которых заикается один близнец, имеют в 50-80% случаев заикающегося второго близнеца.
- Заикание связано с дисбалансом в мозговых полушариях.У людей с заиканием наблюдаются аномалии в активации левого полушария мозга, которое отвечает за речь, и повышенная активация правого полушария.
- Заикание может быть вызвано травмами или заболеваниями мозга.Травмы головного мозга, инсульты и опухоли мозга могут привести к возникновению заикания у людей, у которых раньше его не было.
Причины заикания
Основные предпосылки, провоцирующие развитие логоневроза, можно разделить на физиологические, психологические и социальные.
Физиологические причины:
- родовые травмы с поражением ЦНС;
- табачная и алкогольная зависимость женщины в период беременности;
- генетическая предрасположенность;
- черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
- различные заболевания гортани и носоглотки;
- перенесенные тяжелые инфекции (менингококковая или пневмококковая инфекция, рахит и пр.);
- принудительное переучивание левши в правшу.
Психологические причины:
- частые стрессы, потрясения;
- потеря близких людей в осознанном возрасте;
- нервные расстройства (страх темноты, страх наказания и пр.);
- обида, ревность (борьба за первенство при появлении еще одного ребенка в семье);
- желание обратить на себя внимание родителей;
- сильный испуг (напала собака, гроза и пр.).
Социальные причины:
- излишняя строгость родителей и жесткий подход в воспитании;
- копирование поведения заикающегося родственника или знакомого;
- чрезмерная нагрузка на речевой аппарат ребенка;
- раннее изучение иностранных языков;
- недостаточное внимание и занятость родителей (малыш торопится сказать, чтобы не отнимать ваше время);
- смена привычного окружения, переход в другой сад, школу, переезд.
Провоцирующие факторы
Многие родители чересчур увлекаются различными методиками раннего развития. Детей с года учат алфавиту и цифрам, в два начинают разучивать стихи. Всему свое время, и пока мозговой центр, отвечающий за речь, не созреет, требовать сложные словосочетания просто бессмысленно.
А также логопеды выделяют провоцирующие факторы в возникновении дефектов речи:
- нарушения в эндокринной системе организма;
- отсутствие четкого распорядка дня;
- несбалансированное питание, перенасыщение белками;
- переутомление ребенка, загруженность кружками и секциями, уроками в школе;
- ранний билингвизм;
- конфликтная обстановка в семье;
- развод родителей.
В период полового созревания ребенок может страдать неврозами с последующим заиканием. В таком случае дефект по мере взросления пройдет, мировая статистика определяет всего 1% взрослых людей, страдающих от логоневроза.
Заикание, вызванное другими факторами, нельзя убрать самостоятельно, этот дефект необходимо устранить терапевтически, для начала стоит обратиться к логопеду, для построения плана занятий.
Опыт других людей
Избавляемся от заикания – это уникальный курс, который помогает людям избавиться от неприятного недуга и обрести уверенность в себе. Многие участники отмечают значительное улучшение своей речи уже после нескольких занятий. “Я долгое время ст
Действия родителей
Первое, и самое важное, что должен помнить родитель: тревога и заострение внимания на проблеме речи только усугубят течение заболевания и закрепят его. Ребенка угнетает ваше недовольство и его отличие от сверстников. Задача взрослых: объяснить малышу, что вам интересно смысловое наполнение его речи, а не способ ее воспроизведения. Нельзя кричать, ругать и высмеивать заикающегося ребенка, нельзя подгонять его («ну, давай/ скажи же быстрее/ чего ты тянешь?»).
Ваша задача избавить ребенка от насмешек других детей, от замечаний воспитателя в саду или учителей в школе. Сейчас в детских коллективах часто возникает буллинг (травля): любая непохожесть на других может спровоцировать нападки и только усугубить проблему. Этот момент очень важен и требует принятия быстрых решений.
Родители не должны пускать на самотек подобное. Если избавить ребенка от травли и насмешек не получается, меняйте коллектив: бросайте детский сад, школу без промедления. Насмешки и издевательства провоцируют укрепление нервного расстройства. Ребенок замкнется, у него выработается застенчивость на всю жизнь.
Подросткам, проходящим этап коррекции речи, необходимы и консультации психолога, если с родителями отношения напряжены и лишены доверия. Подросткам нужно помочь найти свои сильные стороны, для сохранения самооценки, для определения места в коллективе. В пубертатный особенно важно социальное и личностное становление человека.
Правила для родителей
Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:
- заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек;
- чаще обнимайте и хвалите ребенка;
- замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества;
- телевизор не должен работать на фоне целый день;
- минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна;
- соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения;
- в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков;
- соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом;
- контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы;
- разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие;
- терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное;
- помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка;
- учите вместе короткие ритмические стихи и песни.
Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.
Методики лечения заикания
Лечение заикания включает в себя логопсихокоррекционные методики, разработанные специалистами (логопедом, неврологом, дефектологом). Чем раньше вы обратитесь к специалисту и начнете выполнять комплексные упражнения, тем быстрее наступит излечение.
Будьте откровенны с ребенком в вопросе заикания, объясните, что происходит с ним, и к чему вы вместе стремитесь. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, хвалите его за маленькие и большие победы. Находите время для неторопливых разговоров, даже 15-20 минут вечером, перед сном скажутся благоприятно.
Лечение заикания в игровой форме
Игровая форма лечения проста для применения дома родителями.Начинайте играть и бороться с дефектом одновременно, как только услышите заикание у сына или дочери.
До похода к логопеду или неврологу, вреда играми вы не нанесете.
- «Молчанка». Цель методики – научиться замедлять речь и расслаблять мышцы речевого аппарата. Можно повторять за рыбами и молча открывать и закрывать рот, как бы хватая воздух, или, закрыв рот, надувать щеки. Погрузить нижнюю часть лица в воду и сомкнуть губы, чтобы, не попала вода.
- Массаж лица, шеи и плеч. Можно ласково водить ладонями по телу малыша, мять пальцами щеки, сопровождая свои движения ритмичными стишками или потешками. Массажи хорошо проводить вечером после ванны, когда малыш лежит в кроватке.
- Счет с ускорением. Ведите счет с одного и до десяти, повторяя каждую следующую цифру на одном дыхании и растягивая слова: одииииин, одиииндвааа, одиииндваааатриии и т. д.
- Логоритмические упражнения. Это стихи и песни, провоцирующие движение. Эта методика описана в книге Е. Железновой «Веселая логоритмика».
- Игры, нацеленные на развитие мелкой моторики. Умение ловко управлять собственными пальцами напрямую связано с речью. В играх с ребенком задействуйте мелкие предметы, можно перебирать пуговки, бросать в копилку монеты. Есть различные мелкие фигурки и щипчики для их сбора, кинетический песок, мелкая мозаика, гранулированный пластилин, тесто для лепки. Активно используются подручные средства: прищепки, бусины, крупа, фасоль, вода. Помните, что такие занятия проводятся только в присутствии взрослого человека.
- «Собака учуяла пожар». Представляем себя собакой, поджимаем губы трубочкой и морщим нос – нюхаем. Унюхав дым, начинаем звать на помощь, кричим: «Гарь! Дым! Гав! Огонь! Гав! Пожар!» Слова короткие и прерывистые, произносим их звонко и четко, вертя головой по сторонам.
- Играем на вымышленном фортепиано. Цель – создание связи между движением ведущей руки и речевым аппаратом. Ведущая рука у правши правая, у левши – левая. Расслабляем руку и выкладываем ее на стол, начинаем перебирать пальцами, от большого пальца к мизинцу, как бы нажимая на клавиши. Движение каждого из пальцев сопровождаем звуками: ма, мо, му, мэ, ми или с, п, н, р. Здесь важно, чтобы нажатие на клавишу происходило на долю секунды раньше, чем ребенок выдает звук. Это сложное задание, деткам с дефектами речи оно дается нелегко, но при регулярном повторении будет заметен результат. Когда все простые звуки будут отработаны, начинайте произносить короткие слова.
- Занятия с карточками Глена Домана. Известные пособия для развития речи и памяти у детей младшего возраста. Вам нужны комплекты с предметами обихода, транспортом и животными. Разложите на столе карточки и по очереди демонстрируйте их ребенку, произнося слово медленно, растянуто, по слогам. Постепенно переходите к длинным и сложным словам, совмещайте картинки в истории, проговаривая предложения.
Коррекция речи у логопеда
Дефектолог на своих уроках с ребенком подберет упражнения, которые снимут напряжение в мышцах речевого аппарата, помогут сделать речь плавной, научат слышать и воспроизводить ритм.
Занятия выстраиваются в индивидуальном темпе, отталкиваясь от возраста ребенка и тяжести дефекта.
Занятия проходят поэтапно:
- Первый необходимый навык – умение воспроизводить повествование. Детки читают и учат стихи, сказки, пересказывают. Уже на этом этапе, необходимо донести ребенку, что такие уроки безоценочные, ему не стоит переживать о низком балле. Ребенка учат излагать свои мысли спокойно, не торопясь, не сбиваясь и не меняя интонации. При достижении результата в таком темпе, врач усложняет задачу: просит разговаривать другими голосами и с разной интонацией и паузами. В этом случае цель – дать детской речи эмоциональную составляющую.
- Изучая психологические проблемы, спровоцировавшие появление логоневроза, малыша учат поведению в различных жизненных ситуациях, которые могут ему встретиться. Нельзя позволить ребенку замкнуться в своих проблемах. Всеми способами поддерживайте позитивный настрой ребенка, хвалите его, дарите мелкие подарки за новые достижения в коррекционной работе или после каждого урока.
- На своих занятиях логопед демонстрирует личным примером правильно построенную и воспроизведенную речь. Обратите на это внимание на этапе поиска человека для работы с вашим ребенком. Педагог может демонстрировать видео или аудиозаписи разговоров других детей или взрослых, но если его речь беглая или пестрит словами-паразитами, ищите другого человека, умеющего правильно разговаривать.
- Методы лечения заикания включают в себя такой раздел как логоритмика. В нем содержаться специально разработанные упражнения для тренировки мимических и голосовых мышц. Это пение, стихи, нейродинамическая гимнастика, ритмопластика.
- Дыхательная гимнастика помогает расслабить мускулатуру речевого аппарата, направлена на тренировку голосовых связок. Деток учат дышать глубоко, свободно и ритмично. И также умение контролировать свое дыхание помогает в стрессовых ситуациях.
- По окончании занятия ребенку в обязательном порядке дают задание на дом. Побороть заикание, отучится дублировать слоги, убрать лишнюю беглость речи – это длительный и кропотливый процесс, в успехе которого заинтересованы все.
- Обратите внимание на эмоциональную составляющую отношений логопед – ребенок. Вашему сыну или дочери должно быть комфортно, спокойно и интересно с педагогом. Специалист, работающий с детьми, никогда не позволит себе крика или физического наказания. Не забывайте, что любая форма заикания имеет также и психологические причины возникновения, на период лечения у логопеда ребенку лучше создать максимально комфортные условия.
Медикаменты в лечении заикания
Так как заикание – специфическое и многофакторное заболевание, медицинской науке неизвестна таблетка или прием, способный вылечить его навсегда. Лечение различных дефектов речи ведет логопед, и часто подключают невролога, если есть физиологическая симптоматика. Родителям категорически запрещено самостоятельно выбирать и давать ребенку какие-либо аптечные средства неврологического спектра действия.
Обычно после осмотра невролог назначает противосудорожные средства, улучшающие кровообращение мозга, успокаивающие. В комплексе такое лечение помогает нормализовать состояние центральной нервной системы.
Совсем недавно для лечения заикания стали применять компьютерные программы. Их действие заключается в синхронизации речи и слухового центра мозга. Применяемые методы достаточно эффективны.
Задача ребенка – проговорить заданные ему слова в микрофон, компьютерная программа замедляет речь, и ребенок слышит сам себя, но в плавном, правильном темпе.
Для каждого ребенка программа индивидуальная и учит придавать словам эмоциональную окраску и произносить их в правильном темпе.
Альтернативные методики
Нетрадиционные методики, конечно же, ориентированы на результат, но без параллельных логопедических занятий их недостаточно.
Для детей старше 10 лет широко применяют гипноз. Введя ребенка в гипнотический сон, врач снимает спазм мускулатуры речевого аппарата, блокирует боязнь и застенчивость. Обычно пяти сеансов достаточно, чтобы речь стала плавной и без запинок.
Хороший результат дает рефлексотерапия (точечный массаж). Специалист стимулирует определенные точки на лице, голове, шее и руках. После нескольких сеансов ребенок становится спокойнее, нормализуется сон, и заикание постепенно отступает. Такая технология применяется на протяжении всего курса лечения.
У традиционной науки нет подтверждений излечения речевых дефектов гомеопатией. Хотя у гомеопатов обязательно найдутся препараты и способы избавиться от заикания.
Заключение
Современная медицина знает различные методы устранения заикания, обладает всеми необходимыми инструментами для лечения речевых дисфункций. Важно, не терять время и обратится к специалисту в этом вопросе, желательно начать лечение до поступления ребенка в школу.
Победить заикание во взрослом возрасте сложнее, с годами мышцы теряют эластичность, психологические проблемы укореняются и на них нарастают новые. Не медлите, отправляйтесь на консультацию к логопеду при первых тревожных признаках, он расскажет, как вылечить заикание.
Частые вопросы
Что надо делать чтобы перестать заикаться?
Визуализируйте что-нибудь положительное … Познакомьтесь с пространством, где будет проходить презентация … Репетируйте, репетируйте, репетируйте … Сделайте глубокий вдох — или много глубоких вдоховЕщё
Как можно избавиться от заикания?
Избавиться от заикания возможно только методами, предполагающими не меньшее участие пациента. Не ищите «волшебной» таблетки от заикания. Ее просто не существует! Нет необходимости для достижения речевого результата использовать манипулятивные техники: внушение, настрои, аутотренинг, речевки и наказания.
Какое лекарство помогает от заикания?
Бифрен Товаров: 1 Аналогов: 10.Нообут Товаров: 4 Аналогов: 7.Ноофен Товаров: 1 Аналогов: 11.Фенибут Товаров: 2 Аналогов: 9.Галоперидол Товаров: нет Аналогов: 3.Кваттрекс Товаров: нет Аналогов: 12.
Что усиливает заикание?
Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Попробуйте заниматься регулярными дыхательными упражнениями, такими как медитация или йога, чтобы улучшить контроль над дыханием и снизить уровень стресса, что может помочь избавиться от заикания.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалисту – логопеду или терапевту, который поможет вам разработать индивидуальную программу работы над заиканием и предоставит необходимую поддержку.
СОВЕТ №3
Постарайтесь улучшить свою речь, занимаясь ежедневным чтением вслух и тренировкой артикуляции, это поможет укрепить мышцы рта и гортани.