.
В правильной работе речевого аппарата, помимо носоглотки и мозга, задействована и вся дыхательная система, нервная система и даже зубы. Процесс формирования речи сложный и длительный. Заикание у детей возникает в дошкольный период — это время интенсивного формирования речи и связного мышления.
Первопричины
Если хоть одна из задействованных систем имеет проблему и функционирует некорректно, особенно если дело касается работы мозговых центров или расстройств в нервной системе, проблемы с детской речью будут однозначно. Одним из распространенных диагнозом является неожиданные заикания у детей дошкольников.
Определение недуга — спазмы верхних дыхательных путей, в результате которых нарушено и затруднено произношение звуков, слогов, слов.
Первые труды, пролившие свет на признаки и речевого расстройства у детей, написал И. П. Павлов. Он и дал объяснение устройству нервной системы, сформулировал такое понятие, как невроз.
К подвиду невроза относят и заикание у маленьких детей. Дефект препятствует социальной адаптации, влияет на успеваемости в школе и на самооценку в период пубертата. Прогноз у заболевания благоприятный, зависит от того, в каком возрасте началось данное расстройство (желательно устранить дефект до выхода в коллектив, в школу). Но если детское стрессовое заикание появляется в школе или при нахождении в коллективе — нужно искать причину.
Чаще причины заикания у детей — это приобретенные дефекты в нервопсихопатии и патология развития. Внутренние признаки, оказывающие влияние на развитие речевого аппарата, часто связаны с патологическими нарушениями в работе мозга. Так врачи выделяют основные причины заикания у детей:
- перенесенные инфекционные заболевания в период беременности;
- кислородное голодание плода в период беременности или родов;
- травмы головы и шейного отдела в родах.
Часто у детей заикание появляется вследствие перенесенного заболевания или травмы:
- инфекционные заболевания центральной нервной системы и мозговых оболочек;
- сотрясения, ушибы;
- заболевания ЛОР органов;
- длительные болезненные состояния, вызывающие общую слабость, недомогание.
Важно понимать, если дефект речи появляется при первых сказанных словах — причина однозначно в нарушении работы головного мозга. Если у ребенка в психосоматике прописывается недоразвитие больших полушарий мозга, то это и есть причина. Тогда заикание у детей проходит самостоятельно до 4,5-5,5 лет.
Внешние факторы проявляются позже, в промежутке 2,5-4 лет, обычно это:
- темперамент ребенка — холерик;
- страхи, испуги, ночные кошмары;
- хронический стресс;
- жесткие меры воспитания;
- загруженность кружками, секциями;
- повышенные требования в развитии.
Важно проанализировать ближайшее окружение ребенка, если живущие с ним родственники разговаривают бегло, произносят слова нечетко — ребенок показывает манеру речи. Специалист с помощью родителей должен обследовать ребенка и выявить истинную причину дефекта речи, тогда лечение будет максимально эффективным.
Огромную роль в психоэмоциональном развитии ребенка играет среда, в которой он растет, взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса, их темперамент и отношение к ребенку. У дошкольников, растущих в благоприятной и спокойной обстановке, окруженных любовью и заботой, без серьезных стрессовых ситуаций крайне редко возникают различные дефекты речи. У детей заикание — это последствие психолого-эмоционального стресса или долгого нахождения в некомфортной среде.
Мнение врача:
Заикание у детей может вызывать беспокойство у родителей, но в большинстве случаев является временным явлением. Врачи советуют не подавлять заикание, а спокойно поддерживать ребенка. Важно общаться с ним терпеливо, не перебивая и не подсказывая слова. Положительное внимание и поддержка помогут уменьшить стресс и улучшить плавность речи. Если заикание сохраняется более 6 месяцев или усиливается, стоит обратиться к логопеду для профессиональной помощи.
Методы лечения
При заикании назначают:
- седативные препараты;
- спазмолитики (если присутствует спазм гортани);
- общеукрепляющие витамины;
- витамины группы В;
- омега кислоты.
Помимо медикаментозной терапии после обследования рекомендованы занятия с логопедом-дефектологом, расслабляющий массаж воротниковой зоны, ЛФК. А также рекомендуют посетить семейного психолога для нормализации обстановки в семье, если частые конфликты стали провоцирующим фактором заикания у ребенка.
При комплексном подходе к проблеме логоневроз можно устранить на протяжении полутора лет. Важно понимать опасность рецидива расстройства и окружить ребенка теплом и заботой.
Интересные факты
-
Заикание у детей часто вызвано генетическими факторами. исследования показали, что генетический компонент может составлять до 60% случаев заикания у детей.
-
Статистика заикания значительно различается между мальчиками и девочками. Около 80% детей, которые заикаются, – мальчики.
-
Хотя точная причина заикания у детей неизвестна, считается, что это связано с аномальной активностью в мозге в речевых областях. Исследования с помощью нейровизуализации показали различия в обработке речи у заикающихся детей по сравнению с незаикающимися сверстниками.
Симптомы заикания
В зависимости от провоцирующего фактора, при изучении клиническая картина болезни будет отличаться стабильностью симптомов. Если заикание это последствие стресса, невроза — в спокойной, безопасной обстановке, после короткого курса седативных препаратов симптомы исчезнут, либо частично угаснут. Если причины заикания возникли из-за врожденных отклонений в работе головного мозга, инфекционных заболеваний головного мозга, болезней ЦНС — заикание будет стабильным, пока болезнь не вылечат.
Первостепенным симптомом заикания, спровоцированного заболеваниями мозга и ЦНС, являются судороги мышц гортани, неба, диафрагмы. Ребенок не в состоянии произнести четко, самое элементарное слово — дом, будет звучать так: д-д-дом; до-до-дом.
При заикании, вызванном неврозом, сложно произносить слоги и длинные слова. А также это может проявляется только при контакте с определенным человеком или в определенной ситуации, которая выступает триггером для психоэмоционального дисбаланса.
Из сопутствующих симптомов логоневроза выделяют:
- тип темперамента — холерик;
- общее нервное состояние мальчика или девочки;
- гиперактивность;
- нервный тик, скрывающийся под любовью строить рожицы;
- замкнутость, боязнь новых контактов;
- расстройства сна, ночные кошмары;
- раздражительность, вспыльчивость, истеричность;
- логофобия — боязнь разговоров.
Последний пункт наиболее опасен. Логофобия быстро укореняется: ребенок стесняется своей манеры речи, боится насмешек или наказания за неправильный выговор слов. Сложные взаимоотношения со сверстниками влияют и на успеваемость, ребенок с заиканием не в состоянии ответить с места, а тем более у доски, перед аудиторией. Специалисты рекомендуют не затягивать поход к врачу, дефект необходимо устранить до похода в школу. Тем более, чем младше пациент, тем проще и быстрее побороть недуг.
Большую роль играет реакция родителей, опекунов, своевременная коррекция дает длительный и стойкий результат, следует посмотреть какая причина спровоцировала появление расстройство речи.
Опыт других людей
Заикание у ребенка может вызвать беспокойство у родителей, но в большинстве случаев это является временным явлением, связанным с развитием речи. Важно поддерживать ребенка и не создавать ему дополнительного стресса. Поощряйте его говорить, не перебивайте и не исправляйте за него. Общайтесь спокойно и терпеливо, давая ему время выразить свои мысли. В случае если заикание сохраняется или усиливается, обратитесь к специалисту для профессиональной помощи и поддержки. Важно помнить, что с любовью и пониманием можно помочь ребенку преодолеть это временное затруднение.
Разновидности заикания
Для объективной оценки и эффективной схемы лечения, логоневроз разделен на подвиды.
Классифицируют заикание по причинам его появления:
- патологическое заикание у маленьких детей провоцируют разнообразные дисфункции, заболевания головного мозга, ЦНС;
- психологическое заикание у маленьких детей — следствие психоэмоционального перенапряжения, длительного стресса, сильного испуга.
Классификация заикания по способу произношения:
- тоническое заикание — вынужденная пауза в определенном месте, ребенок не в состоянии контролировать этот процесс;
- клоническое заикание у маленьких детей — дублирование одного звука, слога, слова;
- смешанный тип заикания — сочетание клонического и тонического типа.
Классификация по особенности протекания болезни:
- постоянная форма — стабильность дефекта речи вне зависимости от состояния ребенка, его окружения;
- волнообразная форма — заикание в зависимости от ситуации и среды то проявляется сильнее, то практически угасает, но не исчезает полностью;
- рецидивирующая форма — начинается после длительного отсутствия, дефект возобновляется после пережитого стресса, волнения, смены обстановки.
Диагностика и лечение
Диагностирует заикание команда врачей — терапевт, невролог, логопед, психолог. Необходимо выявить первоначальную причину расстройства речи.
Алгоритм диагностики психологического заикания (на что обращают внимание):
- анамнез заболевания;
- генетический фактор;
- своевременность развития основных навыков на первом году жизни;
- начальная точка — в какое время и в каких обстоятельствах впервые проявилось;
- частоту судорог;
- особенности речевого развития;
- сопутствующие отклонения в здоровье и развитии.
Назначают дополнительные обследования у отоларинголога — оценивают фонематический слух.
Невролог рекомендует провести:
- ЭЭГ;
- реоэнцефалограмма;
- МРТ головы и шейного отдела.
Результаты этих исследований подтвердят или исключат причину возникновения речевого дефекта в следствие заболеваний коры и оболочек головного мозга, ЦНС.
По итогу исследований логопед описывает форму, степень, характер судорог. Исключает у больного тахилалию, дизартрию, спотыкание речи. После специалист назначает одну из индивидуальных схем коррекции. Прогноз благоприятный: уже в течение первого года комплексного лечения наблюдается стойкий результат при соблюдении всех мер и рекомендаций.
Лечение шепелявости у детей
Самолечение являет собой исправление нарушений речи по 2–3 направлениям. В данной ситуации уместным будет не только помощь специалиста узкого профиля, а ещё и специальные условия. Часто помогают занятия дома, в родных стенах, чтобы родители сами взяли на себя организацию.
Квалифицированная помощь
Невролог и психолог устанавливают первопричины отклонения, а психотерапевт в случае надобности прописывает лекарства. Только лишь дефектолог-логопед исправляет основные и сопутствующие нарушения речи, ее функции при помощи определенного регулирующего плана, который подбирает для каждого отдельно.
Существуют специализированные уроки логопеда. Они помогают делать детскую речь более плавной и улучшают дыхание во время общения. После чего малыш справляется с шепелявостью и может общаться в любом темпе.
Уроки будут приносить плоды только тогда, когда окружающая среда станет для него лёгкой и непринужденной.
Веселые качели
Логопед одновременно с малышом неспешно идут по кругу и при каждом шаге говорят такие слова:
«Опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
Дирижер
Логопед активно размахивает руками. При каждом взмахе малыш говорит мелодично гласные, словосочетания — что он захочет.
Забавные цыплята
Малыш прыгает с одной ноги на вторую, копируя поведение цыпленка, и постоянно проговаривая такие слова:
«Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап, Уф-иф-аф».
Мишутка
Логопед воспроизводит слова как мелодию, но плавно. При каждом гласном звуке малышу необходимо прихлопнуть. Понемногу задание становится тяжелее: нужно топать ножкой.
Артист
В данном упражнении малыш читает стихотворение, которое он знает на память, мелодично, как песню, под классическую или симфоническую музыку. Смысл в том, чтобы попасть в ритм и темп. Когда ребёнок исполнит это упражнение на отметку «хорошо», тогда можно приступать к более сложному стихотворению.
Но исправление шепелявости у детей до школы не обходиться только забавными упражнениями у логопеда. Это как психологическая, так и физиологическая травма, она нуждается и в поддержке еще некоторых специализированных врачей в ходе выздоровления.
Массаж
С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса.
Основополагающие принципы проведения массажа:
- размеренный и плавный темп общения;
- создание для малыша благоприятной среды;
- включение спокойной мелодии;
- согревающие руки массажиста.
Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:
- шея;
- верхний плечевой пояс;
- мимическая мускулатура;
- губы;
- горло.
Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.
Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.
Лекарственная терапия
Препараты от шепелявости будут рекомендованы только при сложных психических нарушениях. В большой мере это медикаменты против судорог (нейролептики), для успокоения или снотворные (в очень редких ситуациях). Это такие лекарства как:
- Тазепам;
- Магне В6;
- Фенибут;
- Сенорм;
- Цитраль;
- Элениум.
Также используют гомеопатию от шепелявости у детей. Оно являет сильным успокоительным препаратом. К ним относят:
- Нотта;
- Бейби-Сед;
- Леовит;
- Дормикинд.
Покупать лекарства от шепелявости для детей без рекомендации врача нельзя. Бывает так, что характер нарушений речи совсем не в нервных окончаниях, тогда такое лечение обострит болезнь. Правильное лечение может назначить только невролог или психотерапевт.
Народная медицина
Изредка специалисты могут порекомендовать профилактику шепелявости у ребенка народными методами. Это настои из успокоительных трав. Их можно собирать у себя в саду или купить в любой аптеке уже готовые и запаривать.
Убрать напряженность могут:
- сухая мята;
- пустырник;
- крапива;
- ромашка.
Когда малыш шепелявит, близкие должны понять, что полоскание горла травяными отварами и прикладывание примочек с медом на язык, не могут избавить ребёнка от такого сложного изменения речи. Это помощь основному лечению. В данной ситуации хороший результат принесут уроки в виде игр.
Игры
С целью поддержки заданий, которые дает логопед, родители должны играть в игры с ребенком дома. Эта методика рассчитана на мальчиков и девочек дошкольного возраста. Какие конкретно игры использовать подскажет специалист, который лечит вашего ребенка. Он знает все особенности его речи и сможет подобрать самые лучшие варианты. Ниже наведены примеры самых известных игр.
Проблемный художник
Малыш смотрит на рисунки и говорит какие есть несовпадения с реальностью: например, нарисована осень, но листья зеленого цвета. Главное это дух соперничества: он должен сказать это быстрее других.
Ферма
Малыш произносит следом за специалистом звуки животных. Начинает он с малого, плавно, главное, правильно. Когда у него получится, ритм нужно сделать быстрее.
Искусство
В том случае, когда ребёнок имеет навыки рисования, ему можно предложить порисовать и вместе с этим говорить о том, что изображаете. Детям нравится рисовать, и на фоне этого стрессовое состояние уходит, тогда и говорить становятся легче. Если ребенок не любит это занятие, это может быть что-либо другое: собирание конструктора, лепка, пение.
Упражнение в виде игр с детьми, которые шепелявят на дому, совершенствуют правильность произношения слов и характер в сложных ситуациях. Это специфический и очень важный фундамент для перенесения достигнутых умений из игры в реальный мир. Малыш пробует общаться, это дает возможность понять, как себя нужно правильно вести в обществе.
Зарядка для дыхания
Позволит избавить малыша от шепелявости зарядка для дыхания, которую сначала показывает специализированный врач, после этого родители могут заниматься с ребёнком дома. Часто используют методику А. Н. Стрельниковой. Ее суть — развитие правильного дыхания при дефектах речи.
Эта методика подходит для детей любого возраста. Из чего она состоит: упражнения для дыхания совмещают в себе непродолжительный и внезапный вдох с жестами. Движение разных частей тела стимулирует приход кислорода к тканям.
Насос
Малыш стоит, руки опущены, делая непродолжительный и внезапный вдох, наклоняется вперед. Спина превращается в дугу, голова опускается вниз. После чего тихонько возвращается в исходное положение, делая выдох через нос или рот.
Упражнение состоит из 8 вдохов, 13 повторов, интервал — 5 секунд. Нужно учитывать, что ребенок может сразу не осилить такой объем. Начинать нужно с малого и стремиться к большему. Если вдруг у ребенка появилось головокружение, боль в поясничном отделе, тогда переложите ему продолжить упражнение сидя.
Это дыхательное упражнение очень влияет на различные органы, но имеются и противопоказания:
- ушибы или травмы головы;
- повышенное давление;
- проблемы с позвоночником;
- плохое зрение;
- камни в почках;
- появление острых заболеваний.
Обними плечи
Это занятие нужно выполнять в положении стоя. Руки согнуты, кисти подняты вверх. Малыш должен довести их навстречу друг другу, делая непродолжительный и громкий вдох.
Руками он должен как бы обнять свои плечи, локти прижаты к груди. Если все было сделано правильно, то руки будут расположены параллельно друг другу, а если крест-накрест, то это неверно. Когда ребенок выдыхает (через нос или рот) руки расходятся, и можно видеть фигуру — квадрат. Количество вдохов — 7 или 8, 12 раз нужно повторить и интервал 5-10 секунд.
Противопоказания:
- проблемы с сердцем;
- другие тяжелые болезни.
Прогнозы
Каждый из родителей обеспокоен шепелявостью своего ребенка и вопросом, можно ли это вылечить.
Для того чтобы знать какие будут прогнозы, нужно учитывать много показателей (сколько лет пациенту, какая стадия болезни), но каждый случай является особенным:
- когда лечение было оказано вовремя, ликвидировать шепелявость будет просто;
- если обнаружены нарушения речи, которые начались с детства, то решить такую проблему будет гораздо сложнее.
Оздоровление также зависит от формы шепелявости и заикания. Судороги, которые возникают во время дыхания легче и быстрее вылечить, чем тонические.
С шепелявостью можно без проблем справиться в возрасте от 3 до 5, а вот после 12 лет корректировка речи займёт достаточного много времени.
Важно то, что родные и близкие должны знать, как вести себя, когда ребенок шепелявит: оказать ему нужную помощь, пригласить логопеда, создать вокруг приятную и уютную среду. А лучше всего — сделать так, чтобы эта патология не появилась и вовсе, поэтому нужно заниматься профилактикой.
Профилактика
Можно уберечься от шепелявости у подростков при помощи специальных профилактических манипуляций. Очень важна атмосфера в семье и доме. Она должна быть приятной и уютной. Исключить все ссоры между родителями. Не давать ребенку смотреть страшные фильмы, мультики. Если ваш малыш боится оставаться один в темноте, купите ему ночник.
Нужно окружить малыша заботой и любовью, но знать меру в родительском и педагогическом воспитании, не баловать, но и не ущемлять. Мама должна оберегать себя во время беременности, стараться не болеть и слушаться своего врача. А педагоги в садике и школе должны придерживаться этики и такта в общении с разными детьми.
Заключение
Заикание у маленьких детей это приобретенная патология. Но даже если в счастливой семье случилось то, что малыш неожиданно для вас зашепелявил, это совсем не значит, что он обделен, не нужно его винить в чем-либо. Дефекты речи легко можно вылечить, изучив их причину, но стоит помнить, что чем раньше вы обратитесь к психологу, тем лучше.
Частые вопросы
Почему ребенок резко начал заикаться?
Главной причиной детского заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.
Можно ли вылечить ребенка от заикания?
На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.
Как вести себя с ребенком который заикается?
Сделать паузу Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. … Говорить плавно. … Обратится к неврологу или логопеду.
Что может спровоцировать заикание?
генетическая предрасположенность,истощение, переутомление нервной системы,особенности становления речевых навыков,болезни, провоцирующие энцефалопатию,внутриутробные и родовые травмы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поддерживайте ребенка и не давите на него из-за заикания. Позитивное отношение и поддержка окружающих играют важную роль в преодолении заикания.
СОВЕТ №2
Общайтесь с ребенком спокойно и терпеливо, давая ему время выразить свои мысли. Избегайте перебивать его или подсказывать слова.
СОВЕТ №3
Проводите время с ребенком, играя в игры, где нужно говорить медленно и четко. Это поможет ему тренировать речевые навыки и повысить уверенность.