ADD ANYTHING HERE OR JUST REMOVE IT…

г.Пермь, ул.Анри Барбюса, д. 51

Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан

.

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

image

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

image

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния;
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие;
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Мнение врача:

Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан позволяет врачам получить ценную информацию о психическом состоянии маленьких пациентов. Этот метод анализа помогает выявить особенности эмоциональной сферы ребенка, его уровень тревожности и стрессоустойчивости. Врачи отмечают, что использование данной шкалы способствует более точной диагностике и позволяет рано выявлять возможные проблемы в психическом здоровье детей. Благодаря этому, специалисты могут своевременно предпринять необходимые меры для коррекции состояния и оказания помощи, что важно для дальнейшего развития и благополучия маленьких пациентов.

Тревога и тревожность у детей и подростков Способы диагностики и коррекцииТревога и тревожность у детей и подростков Способы диагностики и коррекции

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

image

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние;
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства;
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом;
  • инструкция по применению;
  • содержание методики.

Скачать бланк с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет;
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

image

Ответ Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Цифровое значение 1 2 3 4

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Интересные факты

  1. Шкала имеет пять компонентов:ситуативная, личностная, соматическая, фобическая и социальная тревожность. Это позволяет более точно оценивать различные аспекты тревожности у детей.
  2. Дети с высокой личностной тревожностью имеют тенденцию воспринимать большее количество событий как угрожающих:они склонны преувеличивать опасность и катастрофизировать потенциально негативные ситуации.
  3. Диагностика по шкале Прихожан осуществляется путем проведения интервью с ребенком и его родителями:ответы на вопросы оцениваются по 10-балльной шкале, и итоговый балл указывает на уровень тревожности ребенка по каждому из компонентов шкалы.
Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Опыт других людей

Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан вызывает много положительных отзывов среди специалистов и родителей. Многие отмечают высокую точность и эффективность методики, позволяющей выявить психологические особенности ребенка. Родители отмечают, что благодаря этой диагностике им становится легче понимать и поддерживать своего ребенка, особенно в стрессовых ситуациях. Специалисты отмечают, что результаты диагностики помогают разрабатывать индивидуальные подходы к работе с детьми, учитывая их уровень тревожности. В целом, методика диагностики по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан пользуется заслуженным доверием и признанием в профессиональной среде.

Школьная тревожность: виды, причины, методы профилактики и коррекцииШкольная тревожность: виды, причины, методы профилактики и коррекции

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

image

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Частые вопросы

Что оценивает человек в шкале социально ситуационной тревоги?

Методика — шкала тревожности — разработана по принципу «шкала социально- ситуационной тревоги». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Что такое тест Филлипса?

Цель исследования — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Какие виды есть у тревожности как у психологического качества личности?

Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

Что такое магическая тревожность?

Магическая тревожность – это тревожность и боязнь потусторонних существ. С точки зрения Н. И. Гуткиной, рефлексия представляет собой исследовательский акт, направленный человеком на себя как субъекта жизнедеятельности.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При использовании шкалы личностной тревожности А.М. Прихожан для диагностики детей, помните, что результаты могут быть влияние множеством факторов. Важно учитывать контекст и проводить дополнительные исследования для более точной оценки.

СОВЕТ №2

Не стоит ограничиваться только шкалой личностной тревожности при диагностике детей. Рекомендуется использовать комплексный подход, включая другие методики и инструменты, чтобы получить более полное представление о психологическом состоянии ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации